ЭЛЛЭЙ
Предок народа саха
Предки современных хангаласцев происходили из рода Эллэя.
Особенная популярность и широкая распространенность этой сводной саги среди хангаласцев, так же как и тот факт, что у них она связана прежде всего с личностью полулегендарного вождя XVII в. Тыгына, как прямого потомка Эллэя, дает право считать, что именно хангаласцам принадлежала доминирующая роль в создании сводной родословной саги и в возникновении того этнического целого, якутской народности, которое нашло свое отражение в этой мифологической форме.
Известный тюрколог П.М. Мелиоранский выводил имя «Эллэй» из древнетюркского эллиг, т.е. «имеющий свой эль». О. Бетлинг имя Эллэя производил от уйгурского alia -«образовать роды», «распадаться на роды».
Но сначала слово эль означало «государство». Таким образом, Эллэй имеет свой эль, т.е. Эллэй - правитель самостоятельного государства.
Легенда гласит, что предок народа саха Эллэй с отцом Татар-тайма, убегая от своих преследователей, долгое время скитался по безводной местности. Бежали они по безводной пустыне. Приходилось шелковую материю волочь по земле, выжимая из нее воду.
Эллэй плыл вниз по Лене на судне, сделанном из кож. Отец просил похоронить его вместе с конем. Он объяснил это так: если покойника отправить на свет без коня, то в будущем потомки станут трусливыми, не будут по жизни скакать как конь.Эллэй не сумел сохранить книгу отца, она утонула в реке. Так якуты потеряли свою письменность.
Эллэй здесь остановился в местности, которую он назвал чтимым местом Бахай, начальным местом Бэлэнтэй. Легенда гласит, что у Эллэя не было дела, с которым бы он не справился, не было такой работы, которая была бы ему не под силу. У Омогоя он выполнял любую работу: и чистую, и грязную, не было случая, чтобы он испугался трудного дела, ни словом не перечил.
С Элляем связываются также возникновение кузнечного дела и плавки металлов. Эллэй считается также изобретателем посуды из бересты, кожи, дерева, глины. Он построил юрту - балаган.
Эллэй также основал скотоводческое хозяйство. С ним связано строи
тельство загонов, изгородей, дымокурен. В начале лета Эллэй имел обыкновение в местности Ус Хатын устраивать праздник, собирая старых и малых, сирых и бедных. Тогда встреча нового года или наступления лета проводилась в течение 10 дней и ночей. Устраивал тюсюлгэ, огораживал его березками, затем готовили из кобыльего молока очень крепкий пенящийся кумыс.
Эллэй остается в роли праотца саха, а его сын Намылга - Сюрюк пред
ставляется религиозным учителем и организатором ысыаха.
Фигура Эллэя - легендарного героя, его личность, согласно Г. В. Ксенофонтову, сравнима с известными деятелями мировой истории, поэтому сочетает в себе все добродетели, которые затем становятся характерной осо
бенностью его потомков - людей народа саха - это миролюбие, трудолюбие, ум и способность к разнообразному творчеству.
Литература
Васильев, Ю.И. — Дьаргыстай. Эр соҕотох Эллэй Боотур : [Дьиҥнээх олоро сылдьыбыт киһи, истор. личность] // Сахаада. — 1991. — Бэс ыйын 5 к.;Илин. — 1997. — N 1. — С. 12-14.
Васильев, В. Омоҕой кыыһа — саха бастакы айыыта; Айыыһыты атаарыы // Илин. — 1997. — N 1. — С. 15-17.
А. Павлов. Дабыл. Дьура Хаан : [Эллэй Боотур төрдө] // Саха сирэ.- 1997. — Бэс ыйын 21 к. — С. 3.
А. Павлов — Дабыл. Эллэй Боотур туһунан номох /. — Легенда об Эллэй Боотуре // Үрдэл. — 2009. — N 2-3. — С. 46-47.
Титова, Н.. Эллэй Боотур удьуордарабыт, Омоєой Баай cыдьааннарабыт, Тыгын Дархан сиэннэрэбит : [Хаҥалас улууһун Нөмүгүтүн туһунан] / Ньургустаана Титова. — О Немюгинском наслеге Хангаласского улуса // Үрдэл. — 2009. — N 2-3. — С. 98-101.
* * *
Пестерев, В. Омогой Баай и Эллэй Боотур : [О предках якутского народа] // Моя республика. — 2002. — 27 июня. — С.24.
Омоєой Баай уонна Эллэй Боотур : [номох]. — Предание об Омогой Бае и Эллэй Боотуре // Хатан.- 2008. — N 2. — C. 32-33.
Руфов, И. «Давайте объявим Год Эллэя и Дыгына» : [из истории якутского народа о первопредках] / И. Руфов // Хангалас. — 2008. — 16 декабря. — С. 3.
Сказание о земле Хангаласской / Администрация Хангаласского улуса, Упр. Культуры и духов.развития, Хангаласский улусный краеведческий музей им. Г.Ксенофонтова ; сост. П.Н.Харитонов- Ойуку – Якутск : Якуткрай, 2011. – 64 с.
В альбом входят портреты видных деятелей от прародителя народа саха Эллэя до современных лидеров якутского народа, вышедших из Хангаласского улуса.
История в лицах : общественно-политические деятели земли Хангаласской / Сост. К.Г. Скрябина – Покровск, 2011. -112 с.